Живой журнал Ольги Арефьевой
Группа ВКонтакте

 



Вы находитесь на сайте Ольги Арефьевой www.ark.ru.

 

Творческий тренинг Ольги Арефьевой

Для того, чтобы держать связь с теми, кто хочет ходить на занятия тренинга Ольги Арефьевой, который проводится нерегулярно и неожиданно, мы создали почтовую рассылку. Кому надо быть в курсе, когда и где у нас следущее занятие - подписывайтесь. Лишнего слать не будем. Отписаться при желании можно по ссылке внизу каждого письма. Уточнение: форма ниже - рассылка именно по тренингу. Если выхотите подписаться на рассылку обо всех анонсах и новостях Ольги Арефьевой и ее проектов - вам сюда.

Творческий тренинг Ольги Арефьевой 7 августа 2016 в Санкт-Петербурге

Темы: движение, перфоманс, пение, речь Творческий тренинг Ольги Арефьевой

Мы соберемся для совместного переживания и размышления над природой того, что называется искусством. Иногда будет легко и весело, иногда искрометно и увлекательно, иногда долго и трудно. Окончательного результата нет и не предвидится: каждый следующий шаг открывает новые горизонты возможного - того, что хочется познать, и чем овладеть. Но процесс никогда не наскучивает. Иногда промежуточный результат называют волшебством, чудом, молитвой, магией, искусством. Но чудо складывается из маленьких и тонких навыков, а также привычки постоянно учиться и наблюдать за собой и своим восприятием.

Перфоманс - дисциплина или инструмент, позволяющий исследовать пребывание танцора, актера или просто человека в пространстве, времени и внимании зрителя. Мы задаемся вопросом: как работать с таким образом очерченным материалом так, чтобы спонтанно возникающее зрелище было живым, интересным и расширяло рамки достигнутого ранее.
Перфоманс - объединяющая практика для многих умений сразу. Собрав их вместе и поперчив по вкусу, мы можем создать блюдо, большее, чем сумма его отдельных компонентов. Как соединить так многое: визуальное и кинетическое, ум и тело, фантазию и грубую материю, умения и риск, безоценочность и стремление к эстетической внятности. Изучаемые при помощи этого инструмента материи лежат в основе очень многих вещей в жизни - от сценических искусств до общения между людьми. Да и сама жизнь во всем многообразии - это и есть поле для познания, танца и игры.

Пение построено на тех же принципах, что и вся музыка. Уникально в нем только то, что инструмент - ты сам. Освоение "инструмента" - особенное, а все остальное - общее. Пение состоит из нескольких основных компонентов: слух, ритм и собственно голос, его звучание. Отдельно - вопросы вкуса, направлений музыки и степени требовательности к себе. В любом случае, по аналогии с каллиграфией, поначалу надо не лениться "рисовать палочки", при этом глубоко и с интересом изучая творения мастеров. И настроиться на то, что это - путь, довольно длительный и безбрежный, в котором нет предела совершенству.

Речь. Cпонтанное движение тесно связано с растормаживанием речевого центра мозга.
Речевой поток, как и поток танца, может быть стиснут рамками привычек, а может выйти за них и стать ярким и оригинальным. В парных и групповых упражнениях мы попробуем выйти на уровень генерации качественного речевого потока с примесью абсурда, который вызовет удивление и смех слушателей.

Время: 7 августа с 13 до 17 ч.

Стоимость участия:
2000 руб. при оплате заранее (до 4 августа включительно)
2400 руб. при оплате на месте

Записаться: Лена Калагина, lenakalagina@mail.ru, +7 951 681 12 66 (этот питерский номер будет включен с 1 августа)

С собой нужна свободная одежда (не юбка и не джинсы), занимаемся босиком или в носках, возможна мягкая танцевально-спортивная обувь. Пригодится бутылка воды.

Возраст участников - от 18 лет.

Фото- и видеосъемка на тренинге не разрешается.
Также на занятии нельзя присутствовать посторонним, то есть людям, не участвующим в тренинге.

Подробнее о тренинге и изучаемых темах
Встреча в Контакте


Творческий тренинг Ольги Арефьевой
О ведущей тренингов - Ольге Арефьевой
Тренинг по пению
Где ещё можно заниматься
Выездные тренинги

Ольга Арефьева. Фото М. Худорожкова
Вопрос знаменитому писателю:
- Над чем сейчас работаете?
- Над собой!

Если вы хотите попасть в действительно новое место,
вы не можете знать, куда вы идёте.
Стив Пэкстон (основатель контактной импровизации)

Ольга Арефьева ведет творческие занятия с октября 2003. Круг наших интересов:

- воспитание тела (выстраивание скелета и мышц, гибкость, равновесие, выносливость, сила, координация, разнообразные двигательные навыки)
- работа с голосом, слухом, издавание звуков, пение
- ритм
- перформанс: телесная работа с пространством, временем и вниманием
- спонтанное движение, сольный импровизированный танец
- речь: импровизация, абсурд, стихи: практика рифмы и размера
- избавление от боязни выступления
- элементы контактной импровизации
- буто
- русские песни и хороводы
....и ещё много вещей, которые трудно описать.

Ольга Арефьева: "Вообще, мне кажется, что всем этим лучше всего заниматься в детстве. Но для взрослых, которые не закостенели в человеческой форме и не потеряли возможности развиваться, остаётся возможность играть сейчас. Мне лицедейское призвание даёт счастливую возможность быть на сцене кем угодно и играть во что угодно. Это не всегда могут себе позволить люди более мирных профессий. А многим хочется!"

Для того, чтобы держать связь с теми, кто хочет ходить на тренинги Ольги Арефьевой, которые проводятся нерегулярно и неожиданно, мы создали почтовую рассылку. Кому надо быть в курсе, когда и где у нас следущее занятие - подписывайтесь. Лишнего слать не будем.

Вопросы можно задать Лене Калагиной по телефону 8-926-630-77-15 или мэйлу lenakalagina (фигура) mail.ru

Для участия в тренинге не требуется какой-то особой физической или психической подготовки. Но рассчитывайте свои силы и способность к большому трафику внимания. Этим вызваны ограничения по возрасту и здоровью. Участие рекомендуется здоровым людям не младше 18.

 


Ольга Арефьева о своих тренингах:
Я не буду туманить вам мозги, что это какая-то чудесная школа, в которой все обязательно чего-то достигают. Всегда честно это говорю. Я делюсь тем, чем занимаюсь сама. В этом мой опыт, знания, умения, наблюдения в области работы с собой и с материей искусства. Разумеется, я не сама все придумала. Тоже училась и учусь каждый день. Но в тонких областях не работает механическая передача информации - требуется вновь и вновь ее открытие, рождение. Мы имеем дело с вниманием, с ощущением, вкусом - это все невозможно формально сложить в коробочку и выдать. Нужна собственная работа ученика по изобретению велосипеда. И велосипед будет и должен быть индивидуальным, ведь искусство не приемлет стандартности. Мы изучаем нечто над этим всем - что вообще управляет человеческим ощущением искусства-не искусства.
Это плодотворный процесс, нужно все время смотреть за нюансами, малозаметным, неведомым. Есть органы наших чувств, которые никак не названы и почти не найдены. Это как найти у себя где-то какую-то очень дальнюю и внутреннюю мышцу. Там, где нет нервных пучков, волевого управления, ощущения даже нет. "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Но ощущение появится, если его искать, оно прорастет. Это тонкое, в нем нам пора начинать ориентироваться понемножку.
Искусство является идеальной практикой в этом смысле. Деятельность, которая руководствуется желанием сделать как можно лучше. Не тем, как ты продашь это, или как тебя кто-то похвалит. А все время у себя спрашиваешь: что я чувствую? Нравится или не нравится? Постепенно начинаешь набредать на вопросы - что такое хорошо и плохо, как это управляется, что такое красиво и некрасиво, в какой степени человеческая психология имеет к этому отношение. Из чего слеплено человеческое творение - из божественного плана, общественных договоренностей, генетической программы или вообще чего-то непонятного?
А достижения - это такие деревья, которые стоят вдоль дороги. Если вы идете по пути, то естественным образом проходите этапы новых и новых достижений, ну повесьте себе медальку, если хотите. Но ни за одно занятие, ни за двадцать, ни за сто не выстраивается человек, его психика, физика. Это всегда только некая заявка, план и показывание возможностей. А они бесконечны - каждый следующий шаг открывает новую, еще более захватывающую панораму и перспективу. Есть еще момент инициации или "волшебного пенделя", когда человеку закладывается в голову сама мысль о том, что он может. Сделать шаг за свою границу, начать играть. Это достаточно детское занятие. Я не пытаюсь устроить секту. Живите самостоятельно, ходите еще на какие-то занятия, занимайтесь, творите. Явный результат дает лишь вовлеченность в течение многих лет в то, что вам интересно. По моему личному наблюдению, человек бывает счастлив, когда делает шаг вперед. И это далеко не материальные шаги. Я всегда ощущаю себя учеником. Но если я какое-то умение впустила в свое поле и включила в свой инструментарий, это меняет меня, влияет на творческий процесс и творческий результат.

 


Сейчас мы проводим тренинги нерегулярно, разово. Вот памятка для тех, кто хочет заниматься наряду с нашими занятиями где-то еще. Куда пойти?
Такого точно тренинга, как наш, больше нет. У нас много всего соединено. Но каждым из направлений можно заниматься по отдельности.
Чем я лично (это очень мой выбор) занималась бы в первую очередь?
Танец. Это длительный путь, на каждом уровне есть чему поучиться и куда развиваться. Для меня интересными сейчас кажутся в первую очередь: классика, контемпорари, модерн. Но здорово изучать и другие виды танца, а также боевые искусства, капоэйру, акробатику.
Я бы выбирала танцы, которые строят тело. Разочаровалась в разных социальных танцах, которые больше являются формой досуга для любителей. Лучше сначала выстроить тело, а потом налагать на него новые знания, чем получить разрозненные знания на корявое тело. Я пришла к выводу, что в танце есть вещи, которые ничем нельзя заменить. То, что называется емким словом "школа". Выстройка, координация внутренних мышц и балансов, арсенал навыков. Это целый путь, на всю жизнь, и он дает огромную радость и ощущение познания. Я бы советовала не привязываться к классике, но обязательно изучать ее как базу.
В Москве можно заниматься в Школе танца
ЦЕХ.
Строительство тела - классика, йога, танцевальные растяжки и силовые упражнения. Фитнес наверное тоже можно, не знаю, насколько он теперь физиологично проработан.
Но почему-то кажется, что лучше все же сразу не только строить тело, но и учиться его применять. То есть танцевать.
Жонглирование. Здорово развивает координацию движений, и в последнее время все больше людей начинает им увлекаться. Сюда относятся манипуляции самыми разными предметами - от классического жонглирования мячами до контактного шеста. В Москве можно заниматься в Школе жонглирования "Невесомость" в клубе "Дикая планета". Там, кстати, много и других полезных занятий.
Перфоманс и актерское мастерство. Многие занимаются этим в разных школах. Мне лично нравится Сергей Казаков.
Импровизация. Движением тела и логикой танцевальной импровизации занимаются несколько групп, не буду называть кого-то конкретного. Этим интересуются обычно люди, уже имеющие танцевальный опыт, хотя и "нулевому" новичку есть, что почерпнуть. В общем, если вы услышали "зов" импровизации, найдите поиском единомышленников, попробуйте, ваше ли это.
Контактная импровизация. В Москве контактников - целое движение, имеются хорошо и правильно подготовленные преподаватели. Идти можно в разные группы, ориентируясь по времени, месту и по цене. Надо довольно долго практиковать, чтобы получаться начало, зато уже и человек становится другим, приобретает гораздо более подробное понимание своего тела и осознанное владение им.
Буто - не знаю, кто ведет и кто настоящий специалист. Интерес больше представляет для танцоров и людей, работающих на сцене. Лучше, наверное, сначала обычным танцам поучиться. И хорошенько почитать и посмотреть, что это такое. Мы учились у японцев и у Адасинского. Лучше всего у них и учиться.
Кстати, у Адасинского бывают редкие мастер-классы, туда стоит пойти.
Речь - это на любителя. Не все пишут книги и стихи, не всем надо говорить перед людьми. Я фанат речи, но не настаиваю. Где занимаются - не знаю. Многие вещи мы придумали сами. Можно почитать мою книгу "Смерть и приключения Ефросинья Прекрасной" - она является своего рода учебником того, как можно работать с речью. Если вам это интересно, вы можете многое почерпнуть даже просто читая.
Пение - тоже не всем дано, не везде применимо. Но если уж петь - то заниматься регулярно. Если ориентироваться на сцену, то обязательно нужны индивидуальные уроки у педагога. Его можно поискать по своему уровню запросов, по своему музыкальному стилю и кошельку. Я не веду индивидуальных уроков. Советы по выбору педагога тоже не даю, так как далеко не всех педагогов знаю, и ученики все разные, должно быть соответствие уровней. Тренинги только дают общее направление, ориентируя на самостоятельную работу, которую на деле большинство потом не ведет. Лучше найти постоянно действующий хор, ансамбль, и постоянно практиковать. Пение - дело очень сложное и небыстро осваиваемое, особенно для тех, у кого нет выдающихся способностей. Кстати, просто музыкальное образование, по любому инструменту, да хоть незаконченное - все равно очень многое дает. Пение построено на тех же принципах, что и вся музыка. Уникально в нем только то, что инструмент - ты сам. Освоение "инструмента" - особенное, а все остальное - общее. Люди, желающие петь, часто не владеют даже самыми элементарными музыкальными знаниями и навыками, но без них вперед не пойдешь. Пение состоит из нескольких основных компонентов: слух, ритм и собственно голос, его звучание. Отдельно - вопросы вкуса, направлений музыки и степени требовательности к себе. В любом случае, по аналогии с каллиграфией, поначалу надо не лениться "рисовать палочки", при этом глубоко и с интересом изучая творения мастеров. И настроиться на то, что это - путь, довольно длительный и безбрежный, в котором нет предела совершенству.
Русское пение есть в нескольких местах, фольклорные коллективы существуют разные. Это целый мир, который можно познавать много лет. Изучать архивы, практиковать многоголосное пение, пляски, хороводы, русские боевые искусства. Найти несложно. Есть платные, есть бесплатные группы.

Оля

 

О ведущей тренингов - Ольге Арефьевой

Ольга Арефьева - певица, автор стихов и музыки, солистка и руководитель группы "Ковчег". На сегодняшний день ею выпущено 18 музыкальных дисков и четыре книги.
С юности параллельно пению занимается телом и движением.
С 2003 руководит своим творческим тренингом, сферой интересов которого охвачены тело, голос, пение, речь, ритм, стихи, перфоманс, развитие способности к импровизации в любой области.
В 2004 году создала перфоманс-группу KALIMBA, чей одноименный спектакль "Независимая газета" назвала "лучшим московским спектаклем современного танца сезона". Группа поставила ряд спектаклей в жанре визуального театра, регулярно принимает участие в концертах Ольги Арефьевой и группы "Ковчег", а также участвует в создании всех ее клипов.

 

Тренинг по пению

В центре внимания на этих занятиях - пение, слух, ритм и их связь с телом.
Упражнения на дыхание, звукоизвлечение.
Исследования возможностей голоса, его диапазона и разнообразия тембров.
Авангардные звуки, подражание животным.
Поиск "чистой воды" - собственного голоса без наложения манеры.
Внимательное отношение к тембру, интонации, речевой фонетике.
Работа с телесными и психологическими зажимами, мешающими звуку.
Работа над преодолением страха публичного выступления.
Соединение голоса и движения.
Упражнения на слух, ритм, координацию, взаимодействие с партнёрами.
Рекомендую также другие группы и коллективы, занимающиеся фольклорным пением.
ОА

Органичения по возрасту: не младше 17.
Следущее занятие пока не назначено. Вы можете оставить свои контакты, и мы вам сообщим, когда появится точная дата. Подробности и запись у Лены по телефону 8-926-630-77-15 или мэйлу lenakalagina (фигура) mail.ru


Птички певчие. Как рок-музыканту сохранить и приумножить голос
Статья Ольги Арефьевой в журнале "Fuzz" N10 (145) октябрь 2005

 

Выездные тренинги

Возможно проведение в вашем городе выездных занятий тренинга Ольги Арефьевой, совмещённых с гастрольными поездками (отдельно, без гастролей, тренинги не проводятся). Это уже успешно получилось в Минске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Петербурге, Краснодаре, Киеве, Иркутске, Харькове, Уссурийске, Пензе. Обычно организаторы концертов не жаждут заниматься ещё и тренингом, поэтому нужна опора на инициативных людей на месте!

Для проведения тренинга нужен зал, желательно в центре города, без мебели, с хорошим гладким полом, на котором можно сидеть и лежать (лучше специальное танцевальное покрытие или покрытый лаком паркет).
Площадь - от 80 кв. м, потолок желательно высокий.
Зал для тренинга должен быть уютным, хорошо проветриваемым, тёплым и чистым, закрытым для посторонних.
Имеет значение акустика помещения: зал не должен быть гулким и шумным, пол - скрипучим.
Важно отсутствие паразитического шумового фона, например, от жужжания ламп.

Вариантом может быть большая сцена в концертном или театральном зале (так даже ближе к искусству).
Возможно, это будет большая аудитория в учебном заведении, из которой мы вынесем мебель, либо малый зал в какой-то организации, небольшой спортивный зал.
Подходит изолированное на время тренинга паркетное фойе на втором-третьем этаже какого-либо ДК.

Перед началом конечно нужно вымыть пол (добровольцам-помощникам стоит прийти немного заранее).
Требуется комната для переодевания и вещей (но можно и совместить её с тренинговым пространством, если площадь позволяет), возможность для чаепития (электрочайник, посуда).
Требуются колонки (бытовые), на которые можно вывести музыку с плеера (музыку на плеере привозим сами).
Нужен координатор для связи, с контактным телефоном.
Занятие назначается на следующий день после концерта (в выходные - днём, в будни - вечером), тогда можно легко собрать несколько десятков желающих, объявив о тренинге на концерте. Также можно сделать объявление на местном музыкальном форуме. Рекламы тренинга на местном ТВ, радио быть не должно: тренинг, в отличие от концерта, - не публичное мероприятие.
Не разрешается фотосъёмка, видеозапись, присутствие журналистов, и вообще посторонних - то есть людей, не участвующих в тренинге.
Длительность занятия: 3 часа.
Занятия платные.
Участникам иметь с собой свободную, не стесняющую движений одежду, блокнот и ручку, принадлежности для чаепития в перерыве.
Если вы хотите помочь организовать тренинг в своём городе, пишите на адрес lenakalagina(собачка)mail.ru